ЖЕЛЕЗНЯКОВ
Валерий Александрович родился 12 мая
1955 года в п. Новый свет Ижморского
района Кемеровской области. Образование
— высшее гуманитарное: в 1978 году
окончил Иркутский ТФК по специальности
«преподаватель», в 1981 — Иркутский
университет по специальности «журналист»,
в 1986 году — Иркутский народный университет
культуры, «факультет фотоискусства»,
а в 1991 году — Университет фотоискусства,
курс «Профессиональная фотография».
С 1958 по 1996 год
проживал в г. Иркутске, а с июня 1996
года живёт в городе Новочебоксарске,
недалеко от Чебоксар. Работал учителем
в школе, директором спортивного клуба,
фотожурналистом, ст. методистом
ОНМЦ, председателем творческого союза,
редактором, главным редактором. Основной
род деятельности — художественная
фотография, фотожурналистика и издательское
дело.
Творческой фотографией
увлекся в начале 80-х годов ХХ века
в городе Иркутске. В 1983 году стал
членом фотоклуба «Кедр» (председатель
М. Ончуков), а в 1985 году был
избран его председателем. Валерий
Железняков являлся делегатом учредительных
съездов: Союза фотохудожников СССР
(1989), Союза фотохудожников России
(1991). С 1990 по 1996 г. возглавлял
региональную организацию «Союз фотохудожников
Прибайкалья» в г. Иркутске а
также был членом правления «Союза
фотохудожников России».
«Иркутский период»
был одним из самых плодотворных для
Валерия Железнякова. В этот период
он принимал самое активное участие
в различных фотографических акциях,
провел несколько персональных выставок
и инициировал создание региональной
организации «Союз фотохудожников Прибайкалья»,
куда вошли известные фотографы из
Иркутска и Улан-Удэ.
В этот же период
он организовал открытие нескольких
галерей в Иркутске и являлся директором
(куратором) многих фотовыставок, в
том числе международных, российских,
областных и персональных. В 1990 –
1992 годах в Иркутске была проведена
целая серия выставок: «Одна неделя
из жизни городов Юджин (США) — Иркутск
(Россия)»; «Мастера современной фотографии»
(фотохудожники Прибалтики, США, Болгарии,
Белоруссии, России); «Взгляд-90» (Пашес,
Шпагин, Жуковский); «Аналитическая
выставка фотографий» (Йошкар-Ола —
Чебоксары); «Фотомодель» (Ставрополь);
«Ева 91» (фотохудожники из Нижнего
Новгорода, Москвы, Ленинграда, Челябинска);
«Техас» (Ассоциация профессиональных
фотографов США); «Супермодель-ХХI век»
(Москва — Иркутск — Лондон), Олег
Дериглазов (персональная выставка,
Россия); «Цветная фотография Америки»
(Эдгар Гофф, США). Активной выставочной
деятельностью Валерий Железняков занимался
также в 1993 -1995 годах: он
инициировал и организовывал персональные
выставки авторов своего региона.
В 1993-1994, 1996
годах Валерий Железняков вел фотосекцию
конференции «Молодость. Творчество.
Современность», сориентированную на
поддержку молодых дарований в Иркутской
области.
В конце 80-х годов
по инициативе Железнякова в Иркутске
стал работать Университет фотоискусства,
где обучалось около 150 учащихся на
курсах: «Основы фотографии», «Курс
фотомастерства», «Художественная фотография»,
«Фотожурналистика», «Фотобизнес».
В Университете могли получать знания
в области фотоискусства не только
начинающие, но и профессиональные
фотографы с целью повышения своего
образовательного уровня. Преподавателями
в Университете работали: фотокорреспондент
АПН — П. Малиновский, преподаватель
Института культуры — В. Вологодский,
победитель международных фотоконкурсов
— В. Орсоев и другие.
С июня 1996 года
у Валерия Железнякова начался «Чебоксарский
период». С первых же дней своего нахождения
на берегах Волги он вошёл в состав
творческой группы чебоксарских фотографов.
Его журналистский
и организаторский опыт был востребован
при формировании в Чебоксарах в 1996
году первого цветного ежемесячного
журнала «Здоровый образ жизни». В
структуру журнала он включил рубрику,
популяризирующую искусство фотографии.
В последующем его журналисткая деятельность
была связана с такими изданиями как:
«Советская Чувашия», «Молодёжный курьер»,
«Спортивная Чувашия», «Человек». А
с января 2003 года он является главным
редактором газеты «Спортивный вестник»
(Чебоксары).
Итогом творческой
деятельности в период «ЛОКАЛЬНЫЙ»
(1995-2001) чебоксарского фотографического
бытия для Валерия Железнякова стала
его персональная выставка «Динамический
аспект» (Выставочный зал Чувашского
государственного художественного музея,
2002). 100 выставленных чёрно-белых
работ позволили Железнякову явно дистанцироваться
от потока цветных фотографий фотолюбительской
массы и, одновременно, дали возможность
продемонстрировать структуру и диапазон
его интересов.
Период «ОТКРЫТЫЙ»
(2002-20ХХ) обозначил проектный подход
к дальнейшей творческой деятельности.
Толчком к реализации данного подхода
для Железнякова стал Международный
фотографический пленэр
в Нижнем Новгороде в 2002 году.
Демонстрация результата последовательно
прозвучала в трёх выставках (Нижний
Новгород — 2002, Йошкар-Ола —
2003, Чебоксары
— 2004).
В ноябре 2002 года
Валерий Железняков стал участником
научно-практического семинара «Фотографы
с двух берегов одной реки», где
предпринимается попытка генерации
новых импульсов отношений между Чебоксарами
и Йошкар-Олой.
С 2004 года Железняков,
занимаясь современной творческой фотографией
в Чебоксарах, сориентирован на популяризацию
своего творчества через использование
информационных
технологий в командах распределённого
типа.
Юрий ЕВЛАМПЬЕВ, куратор
проекта «Чебоксары как феномен фотографического
бытия»
20 мая 2004 г.
г. Чебоксары, Россия
|