ГЛАВНАЯ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ МУЗЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ССЫЛКИ НОВОСТИ О ПРОЕКТЕ
 
МУЗЕЙ > ПЕРИОД ОТКРЫТЫЙ НИЖЕГОРОДСКИЙ ПЛЕНЭР 2002. ИНТЕРВЬЮ С ВАЛЕРИЕМ ЖЕЛЕЗНЯКОВЫМ 
Последнее обновление страницы:   1 июня 2004 г.  19:35   

 

НИЖЕГОРОДСКИЙ ПЛЕНЭР 2002.
Путь к получению результата

Интервью Юрия Евлампьева, куратора проекта «Чебоксары как феномен фотографического бытия», с участником международного фотографического пленэра в Нижнем Новгороде (6-13 сентября 2002 года), чебоксарским фотохудожником Валерием Железняковым.

 

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ
г. Чебоксары, 19 сентября 2002 года

ART-переход.ru: 4 апреля 2004 г.



  

 


 
Впервые оказавшись в Чебоксарах в 1988 году,
Валерий Железняков не предполагал,
что фотографическую деятельность, начатую в Иркутске в 1983,
он продолжит в 1996 году на
ПРАВОБЕРЕЖЬЕ географической широты Чебоксар.

19 сентября 2002 года, Юго-западный бульвар, г. Чебоксары.
Фотография Юрия ЕВЛАМПЬЕВА.



 

ВАЛЕРИЙ ЖЕЛЕЗНЯКОВ:

— иркутский фотохудожник в период:
01.1983 ... 05.1996

— чебоксарский фотохудожник с 06.1996

— член Союза фотохудожников России
с 1991 года

— бывший председатель фотоклуба «Кедр»,
бывший председатель «Союза фотохудожников Прибайкалья» (г. Иркутск)

— член правления Чебоксарского фотоклуба
с сентября 2001 года

— автор целого ряда фотографических серий

— главный редактор и фотожурналист газеты
«Спортивный вестник Чувашии»

  



Валерий ЖЕЛЕЗНЯКОВ. Красный день (серия, 10 листов).
Лист 1 — Квадрат А. 2002.
Цветная фотография. 30х45 см.

Валерий ЖЕЛЕЗНЯКОВ. Красный день (серия, 10 листов).
Лист 2 — Бант. 2002.
Цветная фотография. 30х45 см.

Валерий ЖЕЛЕЗНЯКОВ. Красный день (серия, 10 листов).
Лист 3 — Hi-Fi. 2002.
Цветная фотография. 30х45 см.

Валерий ЖЕЛЕЗНЯКОВ. Красный день (серия, 10 листов).
Лист 4 —Ожидание. 2002.
Цветная фотография. 30х45 см.

Валерий ЖЕЛЕЗНЯКОВ. Красный день (серия, 10 листов).
Лист 5 — Минин. 2002.
Цветная фотография. 30х45 см.

Валерий ЖЕЛЕЗНЯКОВ. Красный день (серия, 10 листов).
Лист 6 — Радость. 2002.
Цветная фотография. 30х45 см.

Валерий ЖЕЛЕЗНЯКОВ. Красный день (серия, 10 листов).
Лист 7 — Трамвай. 2002.
Цветная фотография. 30х45 см.

Валерий ЖЕЛЕЗНЯКОВ. Красный день (серия, 10 листов).
Лист 8 — Зеркало. 2002.
Цветная фотография. 30х45 см.

Валерий ЖЕЛЕЗНЯКОВ. Красный день (серия, 10 листов).
Лист 9 — Линии. 2002.
Цветная фотография. 30х45 см.

Валерий ЖЕЛЕЗНЯКОВ. Красный день (серия, 10 листов).
Лист 10 — Ленты. 2002.
Цветная фотография. 30х45 см.
  

Юрий Евлампьев: В последние десять лет чебоксарские фотографы проявляли подчёркнутую избирательность к участию в российских художественных акциях. Валерий, как ты воспринял предложение в свой адрес по участию в международном фотографическом пленэре в Нижнем Новгороде и какие задачи поставил перед собой?

Валерий Железняков: В Чебоксары такое предложение поступило не случайно, город является одним из центров фотографического творчества. В Нижний Новгород приехали фотографы из Санкт-Петербурга, Москвы, Кирова, Йошкар-Олы, а также из Франции и Щвейцарии. Уровень фотографов на пленэре был высок. Перед каждым художником была поставлена цель: в течение трёх дней сделать законченные работы для фотовыставки и каталога. Каждому фотографу были выданы фотопленка, карта Нижнего и сказано: «Иди и снимай». Я поставил перед собой следующие задачи: отснять заданные условиями пленэра тематические серии и поработать на свободную тему.

Юрий Евлампьев: Участвовал ли ты в подобных акциях до нижегородского пленэра?

Валерий Железняков: В начале 90-х годов ХХ века был участником акции «Юджин-Иркутск». Тогда в течение недели фотосъемка одновременно велась в городах Юджин (США) и Иркутск (Россия). Затем появились фотовыставки: «Одна неделя из жизни Юджина» и «Одна неделя из жизни Иркутска».

Юрий Евлампьев: Какие задачи попытались решить твои коллеги из Йошкар-Олы и Кирова?

Валерий Железняков: Думаю, что Валерий Тумбаев (Йошкар-Ола) и Алексей Перминов (Киров) попали в такую же творческую ситуацию, как и я. Им дана была карта Нижнего, и они были отпущены на все четыре стороны. Мы встречались вместе только ранним утром и поздно вечером. Погода, условия съемки никого не волновали. Нужно было принести отснятый материал вечером. Куратор выставки Владимир Левашов просматривал весь отснятый материал каждый день и производил отбор работ для итоговой выставки и каталога. При такой плотности каждого съёмочного дня не было возможности вникать в задачи коллег и понять, что их больше волнует.

Юрий Евлампьев: Надо сказать, что для грандиозной задачи — «снять и показать Нижний Новгород», трёх дней недостаточно. За такой короткий срок невозможно выполнить жёсткие условия акции. Мне кажется, что фотограф в той ситуации должен был начать работу не с нуля, а по сути прокрутить уже отработанные ранее технологии.

Валерий Железняков: Каждый автор работал в своем ключе. Практически у каждого художника свой метод съёмки, свои приёмы подачи материала. Андрей Чежин (Санкт-Петербург) снимал на одну пленку несколько раз. Алексей Перминов выстраивал панораму из нескольких десятков сюжетов. Француз Ludovic de Vallognes вечерами клеил маленькие фотографии, делая из множества снимков сериалы. Все фотографы принимали свои творческие решения. Каждый хотел что-то сказать, что-то выразить на плоскости фотографии. Готовилась одна выставка, но все говорили на разных творческих «языках». Я лично постарался максимально использовать время и в течение трех дней сделал материал для своих будущих фотосерий. Мои представления о городе были минимальными, но в одном был уверен: в Нижнем «старина» соседствует с «современностью». Кроме того, в дни съёмок проходили торжества в честь города. Эти обстоятельства подтолкнули меня к сериям «Красный день» и «Трансформация». В процессе работы появились также и другие наработки. Однако весь отснятый материал, скорее всего, пройдет аналитическое осмысление и ляжет в основу будущих изобразительных рядов.

Юрий Евлампьев: Как ты думаешь, почему в Нижний Новгород приехал Андрей Чежин — петербургский фотограф, воспевший простую канцелярскую кнопку?

Валерий Железняков: Андрей Чежин, Игорь Лебедев — сотоварищи по Санкт-Петербургу — сразу стали снимать нетрадиционно. Показ Нижнего в черно-белом изображении стал для них определенной целью. Они проявляли пленку в фотобачке ручным способом в гостиничном туалете и сушили на люстрах. Сам процесс вызывал у них азарт и нёс на себе печать снобизма в эпоху минилабов и цифровой фотографии. Такой подход логически может иметь место, когда речь идёт о современной творческой фотографии. Не важно, будешь ли ты топтать пленку ногами или лить вираж на бумагу, важен конечный результат. У художника в процессе создания фотоработы задействованы все подручные средства. Можно воспеть канцелярскую кнопку или Нижний, или простой фонарный столб. Андрей Чежин — человек творческий, и перфоманс на уровне технологий — это его бытиё.

Юрий Евлампьев: Участникам пленэра были представлены несколько пакетов тем: урбанистическая, социальная, выборы по-нижегородски, церкви, общаги, заводы. Какие темы выбрал ты и почему? Какие темы выбрали другие участники пленэра?

Валерий Железняков: Я уже изложил основную идею своей фотосъемки. Но во время работы возникал соблазн поработать и на свободную тему. Можно сказать, что, с одной стороны, был выбор, а с другой — выбор был возможен лишь из пакета предложенных тем. Кого-то отправили на автозавод, но вместо обычной заводской жизни была получена концептуальная фотография, где были световые пятна и какие-то фигуры. В отснятом материале не было традиционных изображений. Все работали, опираясь на свой творческий опыт.

Юрий Евлампьев: Как ты прокомментируешь практическую и техническую подготовку своих коллег по пленэру?

Валерий Железняков: На удивление все имели не одну, а несколько камер, в том числе зеркальные, среднеформатные, «горизонты» и даже «форматные». Все было в ходу. Применялось большое количество техники. Техника лишь инструмент творческого процесса, а конечный результат – это произведение. Например, я работал двумя камерами, четырьмя объективами, шестью фильтрами, но это, в конечном итоге, не является гарантией получения результата. Для меня было важно с помощью техники получить предсказуемый результат.

Юрий Евлампьев: Может ли опыт нижегородского пленэра быть распространен на другие города Поволжья?

Валерий Железняков: Когда несколько художников пишут картины на одну и ту же тему, применяя разные творческие подходы, это интересно. Для меня лично картинная плоскость это окно в мир, путь к познанию. Вообще, идея фотосъемки творческой группой не нова. Несколько авторов могут в короткий срок создать большую экспозицию, которую невозможно подготовить в одиночестве. По всей видимости, «бригадный подряд» — это быстрое получение конечного результата. Нижегородский опыт оказался полезен для развития творческого процесса и цехового общения.

Юрий Евлампьев: Как ты смотришь на идею реализации совместных съёмок в Чебоксарах, где были бы задействованы только чебоксарские фотографы?

Валерий Железняков: Все зависит от проекта, от целей и задач. Если предложенный проект преследует коммерческие цели — это одно, если чисто рекламные — это другое, а если художественные — это третье. Для любой съёмки нужны творческие авторы, которые могут внести новизну, подойти к теме иначе, может быть, сделать творческое открытие. В любом деле нужен определенный прогресс. Если его нет, если все банально и избито, это уже не работа.

Юрий Евлампьев: Реализация задач, предложенных «Нижегородским пленэром», проходила в жестко отведенное время. Последнее предполагало мобилизацию и концентрацию всего профессионального потенциала. Насколько продуктивной оказалась работа в этих условиях?

Валерий Железняков: Продуктивность в творчестве определяется степенью готовности художника сделать незнакомую тему своей. Меня ждало пространство неизвестности, которое нужно было прочувствовать в короткий промежуток времени. Перед началом работы у меня был, как правило, определенный план, который дополнялся во время фотографических съёмок. Мне удавалось увиденное достаточно быстро трансформировать в определенные изображения. Мое понимание города прошло через призму символов, которые были редуцированы и, в какой-то мере, синтезированы. Иногда применялся изобразительный контраст старого и нового. Эта технологическая схема и позволила мне выйти на результат.

Юрий Евлампьев: Какова могла быть концепция выставки фотографов-участников пленэра из Чебоксар и Йошкар-Олы, если бы таковая состоялась?

Валерий Железняков: Мы договорились с Валерием Тумбаевым из Йошкар-Олы о проведении совместной выставки в Йошкар-0ле и Чебоксарах. Подготовка к выставке должна подтолкнуть каждого из нас к осмыслению отснятого материала. За три дня невозможно произвести окончательный отбор. Через определенное время у нас появятся критерии отбора, а значит можно будет говорить о начале процесса формирования конечного результата. Два фотографа снимали в одном городе, но с разными идеями и разными подходами. В итоге, видимо, должны прозвучать разные изобразительные точки зрения. Выставка также должна ответить на вопрос: можно ли создать неординарную экспозицию по результатам трех дней творческих поисков и интенсивных съёмок.

19 сентября 2002 года

г. Чебоксары, Россия.

 

  
Для корректного отображения фотографий мониторы рекомендуется настроить таким образом, чтобы зона в 2% выделялась на фоне 0%, а зона в 85% — на фоне 100%
  
  
  ГЛАВНАЯ  |  ПРОЕКТЫ  |  ГАЛЕРЕЯ  |  МУЗЕЙ  |  ТЕХНОЛОГИИ  |  ССЫЛКИ  |  НОВОСТИ  |  О ПРОЕКТЕ    
Copyright © ART-переход.ru,  2003 -
При полном или частичном использовании информации сайта ссылка на источник обязательна