ГЛАВНАЯ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ МУЗЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ССЫЛКИ НОВОСТИ О ПРОЕКТЕ
 
МУЗЕЙ > ПЕРИОД ОТКРЫТЫЙ > ВЫСТАВКИ-АКЦИИ 2004 > ВЫСТАВКА ФОТОFLASH >  КОМУ БРОСИЛ ВЫЗОВ ВИТАЛИЙ ИВАНОВ 
Последнее обновление страницы:  31 мая 2004 г.  19:40   

 

КОМУ БРОСИЛ ВЫЗОВ ВИТАЛИЙ ИВАНОВ

ИЛИ К ВОПРОСУ О ВЫСТАВКЕ «ФОТОFLASH»

 

Леонид БОЙСКИЙ, арт-критик
г. Чебоксары, 7 марта 2004 г.

ART-переход.ru: 10 марта 2004 г.

 




 
УЧАСТНИКИ АКЦИИ «ФОТОFLASH». 9 ФЕВРАЛЯ 2004



На фотографии запечатлены:

1-ый ряд (персонаж со стулом):

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ — консультант выставки «ФОТОFLASH».

2-ой ряд (слева направо):

Владимир БАРКОВ — чебоксарский фотограф.

Виталий ИВАНОВ — куратор выставки «ФОТОFLASH».

Алексей БАЛУНОВ — чебоксарский фотограф,

3-ий ряд (слева направо):

Владимир ИВАНОВ — чебоксарский фотограф;

Валерий БАГИЛЬДИНСКИЙ — чебоксарский фотограф;

Анатолий ВОЛКОВ — чебоксарский фотограф;

Евгений СИДОРОВ — чебоксарский фотограф;

Фотография Михаила Костарева.
Галерея «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК», Чебоксары; 9 февраля 2004 г.





С 28 января по 28 февраля 2004 года в галерее «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» (г. Чебоксары, Россия) экспонировалась фотографическая выставка «ФОТОFLASH». На первый взгляд это была, как будто бы, рядовая выставка чебоксарских фотографов. Но уже с самого начала к ней был проявлен интерес со стороны почти всех основных еженедельников города Чебоксары («Аргументы и факты — Чувашия», «Региональный выпуск «МК в Чебоксарах», «Столица Ч», «Региональный выпуск «Жизнь», «Региональный выпуск «Комсомольская правда Чувашия», «Спортивный вестник Чувашии»), а также и двух городских телеканалов («Чебоксары ТВ», «Канал 5 плюс»). Первым апогеем этого резонанса прозвучала статья чебоксарского фотожурналиста Николая Лоболева «Кто ты мастер? Облако в штанах!» (Столица Ч. — № 4. — 4 февраля 2004 года), выдержанная в тональности «СВОЙ МОЧИТ СВОИХ». Второй резонансной точкой стал ответ чебоксарского куратора Юрия Евлампьева Николаю Лоболеву в форме открытого письма на трёх страницах.

 



Куратором выставки «ФОТОFLASH» и одновременно участником выступил чебоксарский фотограф Виталий Иванов. В цеховом кругу это имя, конечно, было известно, но эта известность пока не вышла за пределы города Чебоксары.

Его творческая биография пока укладывается на небольшом листе. Художественную фотографию Виталий Иванов изучал в стенах Чебоксарской Академии фотоискусства (1990…1992 гг.). Активную фотографическую деятельность он начал в январе 1996 года, когда стал посещать городской фотоклуб. Его первая персональная выставка «Пленэр» состоялась 27 июня 1997 года (в День молодёжи на «Чебоксарском Арбате») под открытым небом и экспонировалась несколько часов. В декабре 1997 года Виталий Иванов принял участие в выставке чебоксарских фотографов «Канапе» (Галерея «6х7», Чебоксары, Россия). В последующем публичные выступления Виталия Иванова связаны с так называемыми конкурсами: «Народная фотография» (2000, 2001), «Прояви себя» (2002, 2003). В сентябре 2001 года он присоединился к той группе фотографов, для которой был характерен ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА. В ноябре 2002 года принял участие в научно-практическом семинаре «Фотографы с двух берегов одной реки. Чебоксары — Йошкар-Ола».

 


  
Виталий ИВАНОВ, выступая на вернисаже «ФОТОFLASH», отметил:
«Труднее всего начать делать свою фотографию, но ещё труднее идти вперёд не останавливаясь».
28 января 2004 года, галерея «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК», г. Чебоксары.
Фотография Михаила КОСТАРЕВА.

 

Не попав в число участников двух этапных выставок чебоксарских фотографов («Фотографическая выставка Команды Р. Чебоксары, 1995»; «Пришедшее. Чебоксары, 2001; Нижний Новгород, 2002»), Виталий Иванов тем не менее один из первых прочувствовал лозунг Правобережья: «Каждое следующее поколение фотографов, впитав предыдущий опыт, должно идти дальше своих предшественников». И как чебоксарский фотограф четвёртой генерации (1990…1994 гг.) решил прочертить СВОЙ СЛЕД, а ещё точнее, БРОСИЛ ВЫЗОВ ФОТОГРАФИЧЕСКОМУ ПРАВОБЕРЕЖЬЮ.

ПЕРВЫЙ ВЫЗОВ был брошен группе фотографов в составе: Сергей Косолапов, Павел Коваленко, Евгений Шаплин, Андрей Добрынкин, Николай Лоболев, Семён Игнатьев, Александр Пырков, Вячеслав Ёлочкин, Валерий Панфилов. Виталия Иванова и эту группу объединяет один общий момент: для построения своих мизансцен все они активно используют персонажей — молодых девушек. Но лишь один Иванов свои мизансцены ДОВОДИТ ДО ВЫСТРОЕННОГО ВЫСТАВОЧНОГО РЯДА, где налицо проведённое визуальное исследование, доведённое до демонстрации закономерности. Было бы логичным, если бы, наконец, данная группа фотографов также сориентировалась на результат и обнародовала бы свои визуальные ряды. Как блестящий пример получения КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА следует упомянуть фотографа из Санкт-Петербурга — Дмитрия Шубина.

ВТОРОЙ ВЫЗОВ прозвучал в адрес участников международного фотографического пленэра в Нижнем Новгороде (6…13 сентября 2002 года) — Валерия Железнякова (г. Чебоксары) и Валерия Тумбаева (г. Йошкар-Ола). Оба фотохудожника, отталкиваясь от намерения озвучить свои результаты по фотографическому пленэру, сделали первый шаг — организовали выставку («Нижегородский пленэр 2002». Групповая выставка поволжских фотографов: Валерий Железняков, Валерий Тумбаев. Апрель - май 2003 г. Музей истории города Йошкар-Ола, Йошкар-Ола, Россия.), но не придали значения её идентификации: нет детального обзора выставки, нет озвученных точек зрения на результат. Совсем другую картину мы видим в акции «ФОТОFLASH»: куратор Виталий Иванов уделил внимание идентификации, в результате чего сформирована солидная библиография по выставке.

ТРЕТИЙ ВЫЗОВ Виталий Иванов бросил группе участников конкурса чувашских фотолюбителей «Прояви себя» (организатор компания «РИАН-ФОТО») — Ивану Михайлову, Борису Михайлову, Валерию Панфилову, Олесе Михайловой, Сергею Коробко. Эта группа фотографов, представляющая прикладную фотографию, а также пресс-фотографию решила потягаться с фотолюбителями, работающими на семейный альбом. Этот диссонанс уровней особенно нагляден, когда мы видим в конкурсном ряду с одной стороны фотолюбителя, впервые взявшего в руки фотоаппарат, и Ивана Михайлова, получившего профессиональное художественное образование (Чувашский государственный педагогический университет, художественно-графический факультет). Виталий Иванов дистанцировался от этой абсурдности, когда профессионал и любитель висят на одной стене. В то же время он сформировал выставку на демократических началах: в галерее представлены фотографы, работающие как в области художественной фотографии, так и в области прикладной фотографии.

Городской телеканал «Чебоксары ТВ», запустив в эфир репортаж с вернисажа выставки «ФОТОFLASH», озаглавил его как «Наш ответ «Лицам Волги». В этом заголовке прозвучал ЧЕТВЁРТЫЙ ВЫЗОВ куратора Виталия Иванова. Вызов был направлен куратору фотографического проекта «Лица Волги» — Юлии Абрамовой. Цель ее проекта (как следует из пресс-релиза) — представление визуальной картины региона, воссоздающей его этнические, культурные и социальные черты на фоне общенационального и мирового контекста через создание «коллективного портрета» народов, проживающих на территории Поволжья. Преследуя эту цель, Юлия Абрамова с одной стороны ставила регламентированную задачу фотохудожникам — показать общее через конкретные лица, а с другой — ей нужно было тактично, не разрушая изобразительной стилистики авторов, продемонстрировать их своеобразие в художественном пространстве. Реализация этих непростых установок удалась двум фотохудожникам из пяти: Сергею Леонтьеву и Станиславу Яворскому. Самобытные Вита Буйвид, а также Сергей Братков оттолкнулись от сомнительных предпосылок: Буйвид вооружилась искусственным тезисом — Чувашия это место трактористов и ткачих, где хорошо работает конвейер воспроизводства нации, а Братков оттолкнулся от журналистского клише: Удмуртия — индустриальное местечко — и показал нам портреты сталеваров (скорее всего — ударников труда). Выбор Валерия Стигнеева — Татарстан это рынок — выводит нас и вовсе на ложную тропу, а банальная репортажная изобразительность выглядит сухой и неинтересной. На этом фоне представление Виталием Ивановым творчества Валерия Багильдинского, который с начала 90-х годов проводит визуальное исследование Криуш (чувашская деревня, стоящая на берегу Волги в 50 км от Казани), создавая эпическое полотно о людях земли, рисуя этническое, социальное и культурное — есть блестящее выполнение требований фотографического проекта «Лица Волги». И его работа «Встречи (серия, 10 листов). 2000», претендуя на общее, могла бы представлять Чувашию в изобразительном ряду проекта Юлии Абрамовой.

 


  
Валерий БАГИЛЬДИНСКИЙ. Встречи (серия, 10 листов). Лист 7. 2000.
Чёрно-белая фотография. 22х30 см.

 

ПЯТЫЙ ВЫЗОВ был брошен чебоксарским фотографам, подающим надежды на формирование своего имени в области фотоискусства: Павлу Коваленко, Сергею Косолапову. У каждого за плечами многолетний опыт — 7…12 лет. Возникает риторический вопрос: сколько нужно времени, чтобы продемонстрировать РЕЗУЛЬТАТ. Можно, конечно, назвать такие цифры как 20…30 лет и не ошибиться. Но в данном случае речь идёт не о времени, которое необходимо, чтобы вписаться в российский или мировой контекст, а о том времени, которое необходимо для первичного РЕЗУЛЬТАТА, с чего может начаться путь художника. На первом научно-практического семинаре «Фотографы с двух берегов одной реки. Чебоксары — Йошкар-Ола» Юрием Евлампьевым было озвучено сообщение: «Малобюджетный проект как способ прорыва в российскую фотографию». А в статье «Малобюджетный фотографический проект» представлен опыт его реализации. В качестве единицы времени там выбран один квартал. Представленная работа «Идущий (серия, 7 листов). 2003» Алексея Балунова является примером реализации концепции малобюджетного проекта. Эта работа уверенно может претендовать на начало творческого пути. Остаётся лишь Коваленко и Косолапову изучить данный опыт. На этом можно было бы поставить точку в этом вопросе, но всплывает и ещё один аспект: оба фотографа укладываются в возрастную группу до 35 лет (именно этот возраст является наиболее благоприятным для трудоустройства в современной России). Два участника выставки «ФОТОFLASH» — Валерий Багильдинский в 2005, а Владимир Барков в 2006 году отметят своё семидесятилетие. Оба автора продемонстрировали законченный результат и, надо сказать, интересный результат. О Багильдинском уже сказано выше, а также его творчество затронуто в материале Риты Кирилловой «Кульминация Багильдинского». Своеобразие Баркова можно увидеть в его работе «Женщины средних лет (серия, 5 листов). 2003». Используя приём психологического портрета, Владимир Барков вышел на тему, социально и исторически необходимую обществу. Почему двум другим фотографам, в расцвете своих сил и лет — Коваленко и Косолапову не удаётся выйти на РЕЗУЛЬТАТ?

 


  
Владимир БАРКОВ. Женщины средних лет (серия, 5 листов).
Лист 5: Надежда Лисаева, старший продавец магазина «Лидер». 2003 (1-ая редакция).
Цветная фотография. 20х30 см.

 

ШЕСТОЙ ВЫЗОВ Виталий Иванов бросил четырём прикладникам и коллегам по выставке «ФОТОFLASH». Пейзажисты Владислав Алмазкин, Анатолий Волков, Владимир Иванов, Евгений Сидоров, показав свои работы, продемонстрировали тупиковый путь развития традиционного пейзажа в Чебоксарах. И здесь, видимо, им нужно либо отречься от пейзажа или, если они фанаты, то необходимо, наконец, изучить этот жанр в изобразительном искусстве и в фотографии, в частности.

СЕДЬМОЙ ВЫЗОВ Виталий Иванов бросил Чувашскому государственному художественному музею (ЧГХМ). На первый взгляд для этого, как будто бы, нет причин: художественный музей с 1981 года начал сотрудничать с чебоксарскими фотографами в рамках исторического события для Республики «Неделя фотоискусства Чувашской АССР», с 1987 по 1991 год прошла череда фотофестивалей и нашумевших выставок, в 1995 и в 1999 году состоялись знаковые выставки чебоксарских фотографов. Однако, с 1994 года, когда в Чебоксарах появилась специализированная фотографическая галерея «6х7», а затем с 1998 года «АРТ ФОТО», популяризация фотографии стала смещаться от художественного музея в сторону фотографических галерей. Здесь можно вспомнить и десять предложений чебоксарского куратора Юрия Евлампьева художественному музею: девять из десяти были формально приняты, но практической реализации не получило ни одно из предложений. Остался осадок и по регламенту презентаций четырёх проектов, связанных с фотографией в рамках программы «Чебоксары — культурная столица Поволжья 2003», проходивших в выставочном зале ЧГХМ: не прозвучало формальных приглашений фотографическому «цеху» на презентации, а сами презентации были сориентированы больше на чиновников и СМИ, а не на цеховую общественность. На сегодняшний день можно констатировать, что у художественного музея нет КОНЦЕПЦИИ, ПРОГРАММЫ, а также МЕТОДОЛОГИИ популяризации фотографического искусства. Поэтому неудивительно, что куратор Виталий Иванов обратился к альтернативной галерее «Серебряный век», где наблюдается большая восприимчивость к современным формам популяризации творчества художника. Вспоминается и другой случай, когда сдержанность ЧГХМ по отношению к фотографам привела также и к тому, что выставка «Нижегородский пленэр 2002» была перехвачена музеем истории города Йошкар-Ола (апрель-май 2003 г., Йошкар-Ола) и не была показана в Чебоксарах.

В концепции выставки «ФОТОFLASH» была обозначена задача: опубличить значимые в том или ином контексте имена малоизвестные даже в узком фотографическом кругу. Сейчас, когда выставка закончилась, можно отметить, что произошло открытие с одной стороны известного-неизвестного Валерия Багильдинского, члена Союза фотохудожников России с 1996 года и одновременно самого старшего на фотографическом Правобережье, а с другой — Алексея Балунова, начавшего свой путь к фотографической карьере в середине 2002 года.

 


  
Алексей БАЛУНОВ. Идущий (серия, 7 листов). Лист 6. 2003.
Цветная фотография. 20х30 см, 2-ая редакция; 1-ая редакция — 30х45 см.

 

Но смог ли ещё неопытный куратор Виталий Иванов в ходе формирования состава участников выставки заметить и другие малоизвестные, но небезынтересные имена в Чебоксарах? Ответ прост: нет. На фотографическом Правобережье вместе с самым старшим фотографом существует и самый младший — Никита Евлампьев (род. в 1986 году). Ему довелось в 2003 году участвовать в конкурсе «Пресс Фото России 2003» (г. Москва, 2003) в номинации «Молодой автор». Его выставка «НАЧАЛО» с 9 сентября 2003 года экспонируется в галерее ART-ПЕРЕХОД (http://www.artperehod.ru/03_Gallery/04_N-Evlampev/01_Work/NE_Listopad-2002.html).

 


  
Никита ЕВЛАМПЬЕВ. Листопад (серия 13 листов). Лист 1. 2002.
Цветная фотография. 20x30 см.

 

В целом, первый опыт Виталия Иванова в кураторстве оказался многообещающим. И этот опыт, который уже стал историей, заслуживает того, чтобы к нему присмотреться. Но возникает и риторический вопрос: а смогут ли СДЕЛАТЬ ОТВЕТНЫЙ ШАГ ТЕ, КОМУ БРОСИЛ ВЫЗОВ фотограф и куратор ВИТАЛИЙ ИВАНОВ.

г. Чебоксары, Россия

 

 

  
Для корректного отображения фотографий мониторы рекомендуется настроить таким образом, чтобы зона в 2% выделялась на фоне 0%, а зона в 85% — на фоне 100%
  
  
  ГЛАВНАЯ  |  ПРОЕКТЫ  |  ГАЛЕРЕЯ  |  МУЗЕЙ  |  ТЕХНОЛОГИИ  |  ССЫЛКИ  |  НОВОСТИ  |  О ПРОЕКТЕ    
Яндекс.Метрика
Copyright © ART-переход.ru,  2003 -
При полном или частичном использовании информации сайта ссылка на источник обязательна