ГЛАВНАЯ ПРОЕКТЫ ГАЛЕРЕЯ МУЗЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ССЫЛКИ НОВОСТИ О ПРОЕКТЕ
 
МУЗЕЙ > КРУГЛЫЙ СТОЛ В ЧГХМ Юрий Зайцев как предтеча современной творческой фотографии в Чебоксарах 
Последнее обновление страницы: 2 декабря 2012 г.  14:00  

 

   

Юрий Зайцев как предтеча
современной творческой фотографии в Чебоксарах

 

«МУЗЕЙ. ФОТОГРАФИЯ. КОММУНИКАЦИИ». Круглый стол в ЧГХМ
Чувашский государственный художественный музей, г. Чебоксары, Россия
10 октября 2012 года

Георгий ИСАЕВ, главный хранитель ЧГХМ
10 октября, Чебоксары, Россия

ART-переход.ru: 24 ноября 2012 г.



   
   
  



 
«МУЗЕЙ. ФОТОГРАФИЯ. КОММУНИКАЦИИ». Круглый стол в ЧГХМ

Первая публикация Георгия Исаева о Юрии Зайцеве появилась в 2004 году
на сайте «ART-переход.ru», вторая — в дневнике Живого Журнала
и, наконец, третий материал был представлен на акции «Круглый стол в ЧГХМ».

На фотографии запечатлены (слева направо):

Георгий ИСАЕВ — главный хранитель ЧГХМ;

Александр МОВЧАН — член фотоклуба «ОТКРЫТАЯ ДИАФРАГМА».

Фотография и текст куратора творческой группы «ПРИБЛИЖЕНИЕ» Юрия Евлампьева.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары; 10 октября 2012 г.

 

 

«КРУГЛЫЙ СТОЛ В ЧГХМ»

10 октября 2012 года в Чебоксарах состоялась акция «Круглый стол в ЧГХМ», в которой участвовали: сообщество музейной общественности Чебоксар (представители Чувашского государственного художественного музея), фотографическое сообщество Чебоксар (творческая группа «ПРИБЛИЖЕНИЕ», творческая группа «Дикий пиксел», фотоклуб «Открытая диафрагма», фотоклуб «ФотоСреда»), фотографическое сообщество Москвы («Мастерская 111»), сообщество архивной общественности Чебоксар (Государственный архив электронной и кинофотодокументации Чувашской Республики, Государственный исторический архив Чувашской Республики). Темой обсуждения собравшихся стала уже давно перезревшая тема в Чебоксарах — «Музей. Фотография. Коммуникации». Каждый из выступавших изложил какую-то одну грань этой темы и тем самым представил один из вариантов интеграции музея и фотографии.

Юрий ЕВЛАМПЬЕВ,
куратор творческой группы «ПРИБЛИЖЕНИЕ».

24 ноября 2012 г.
Чебоксары, Россия

 




  

 

 

 

 

 

Юрий Зайцев как предтеча
современной творческой фотографии в Чебоксарах

 

Георгий ИСАЕВ,
главный хранитель ЧГХМ

 

Исследования по фотографическому творчеству Ю.А. Зайцева в 2004 году были опубликованы на сайте «ART-переход.ru» в рамках проекта «НЕИЗВЕСТНЫЙ ГОРОД». Для фотографической общественности были представлены подлинные материалы, непосредственно касающиеся его фотографической деятельности: выдержки из дневниковых записей, фотографии, выполненные в технике «бромойль». Творчество Юрия Зайцева, именно как фотографа, одна из основных задач наших исследований.

Как известно, началом фотографического творчества Ю.А. Зайцева послужило знакомство в 1926 году с фотолаборантом завода «Профинтерн» А. Хатеевым. Природная одаренность и целеустремленность позволили подняться Юрию Зайцеву до такого профессионализма, что его фотографическая деятельность стала известна не только на общесоюзном, но и международном уровне.

В своей автобиографической рукописи «Куриc» он вспоминал: «В Бежице открыл фотоателье. Шли дела коммерчески и общественно... Будучи членом ВОКСа (Всесоюзное общество культурных связей) начал выступать на международных выставках фотографии, исключительно пигментной обработки. Стал жарким участником журнала «Советское фото». Стал популярен... К концу 1927 года в Бежице открыл фотовыставку. В афишах под девизом — «Фото без карандаша и красок»...».

Это было время массового развития фотолюбительства, а лицо советского фотоискусства до 1930 года определяло художественное направление пикториализм. Их успех за границей был огромен. Для пикториализма характерен подход к фотографии как к искусству, близкому живописи, но отличающемуся от живописи только технической реализацией получения изображения. Зайцев, как художник, совершенствовал нестандартный бромомасляный (бромойль) способ позитивной фотопечати. Фотограф вносил в отпечаток существенные изменения, стилизовал его, что позволяло придать снимку вид гравюры или одноцветной живописи (гризайль). Окончательный вариант снимка часто получался в единственном экземпляре, что тоже сближало с практикой художника, нежели фотографа.

Деятельность местных фотолюбителей города Бежица во главе с Зайцевым приняла такой масштаб, что была организована первая в истории Брянской области фотовыставка. В журнале «Советское фото» (1927, №11) была опубликована информация: «Группа фотолюбителей рабочих завода «Профинтерн» организовала …выставку. Было выставлено свыше 300 фотографий, иллюстрирующих, главным образом, советский быт. Больше всего (свыше 200) фото выставил зачинщик выставки фотограф-художник Ю. Зайцев (чуваш)…».

По этой информации имя Юрия Зайцева стало известно на родине и в конце 1927 года он получил письмо с приглашением переехать в Чувашию. В феврале 1928 года художник вместе с женой выехал в Чебоксары. По приезду, в здании Центрального Чувашского музея, он организовал выставку «Живопись и светопись». Журнал «Сунтал» отмечал: «Заметна техническая сторона его работ. Однако есть и большие недостатки. Идеология (выделение главной мысли) его работ не совсем ясная, в них не очень отражается современность. Художник витает и ищет красоту где-то в облаках… Нет отражения масс. В литературе и в других искусствах коллектив и массы становятся сейчас главными героями...» (перевод Г.И.).

Несмотря на отрицательную оценку своего творчества, Ю.А. Зайцев в Чебоксарах строит дом, где обустраивает фотоателье-лабораторию и организовывает занятия с активом фотолюбителей газеты «Канаш».

До 1930 года Юрий Зайцев один из самых активных фоторепортеров журнала «Сунтал». Профессиональный опыт, кругозор в художественных направлениях фотоискусства позволили ему активно откликаться на самые современные темы, связанные с индустриализацией, культурным возрождением родного народа, воспитанием детей и социальным положением чувашской женщины. Пикториализм бежицкого периода сменяется фотографией репортажного направления. Ощутимым становится стиль конструктивизма, где преобладают геометрические формы. Обложки и заставки целого ряда номеров журнала «Сунтал» за 1928-1929-1930 годы оформлены Юрием Зайцевым. Авангардизм фотохудожника, в поиске новых средств выражения и содержания, наиболее зримо обнаруживается в новом отношении к стилю и монтажу фотографий, к их дизайну в оформлении журнала. Благодаря Зайцеву, впервые в республике фотографические изображения к заставкам и первым страницам обложек журнала стали выглядеть как информационные полифонические пространства, где переплетались современность и архаика в виде цельной музыкальной партитуры. Одна из заставок журнала за 1929 год, оформленная Зайцевым, непосредственно имела музыкальное название: «Йал кeвви» («Мелодия деревни» — перевод Г.И.). В оформлении монтажа других заставок включались стилизованные фрагменты чувашского орнамента в виде укрупненных геометрических элементов. Это было совершенно новым явлением в художественной практике Чувашии. Другое направление дизайна обложек «Сунтала» в стиле конструктивизма по уровню не уступало наиболее радикальному ежемесячному журналу левого фронта искусств «Новый Леф», издававшемуся в Москве.

Через два года активная фотографическая деятельность Зайцева была прервана: его раскулачивают, лишают имущества и дома, фотоателье передают введение киностудии «ЧУВАШКИНО». Поэтому он с семьей был вынужден уехать из Чебоксар: сначала в Бахчисарай, потом в Евпаторию в артель фотографов, а затем к родителям жены в село Ястребовку Курской области. Получив удостоверение внештатного фотокорреспондента «Союзфото», едет в город Елово, оборудует лодку, названную им «Унионфото» и сплавляется по Каме, а в зимнее время пробирается пешком по Оренбургским степям.

Профессиональное увлечение фотографией сохранилось у Зайцева до последних лет жизни. «Я обошел все места с «лейкою»... по два-три рулона за день, что составляло в среднем 90 снимков...» — вспоминал он в своей рукописи о 1960-х годах.
В настоящее время нами ведется работа по выявлению новых фотографических работ Юрия Зайцева в периодических (журнальных) изданиях. Просмотрены и отсканированы все репродукции с фотоработами Зайцева в журнале «Советское фото». Также оцифрованы все репродукции с фотоработами Зайцева, напечатанные в журнале «Сунтал» в период с 1920-х по 1940 гг. Ведётся работа по изысканию каталогов международных выставок, где экспонировались фотоработы Зайцева.

Требуют идентификации ряд фотографий, которые хранятся в виде контрольных листков малого формата в альбомах Ю.А. Зайцева. Среди «контролек» имеются оригинальные листы с видами Таллина, которые без сомнения могут быть датированы 1966 годом. Новый материал дает возможность охватить почти всю эволюцию фотографического творчества Зайцева.

Работа по изысканию новых фоторабот и новой информации, касающейся творчества Юрия Зайцева продолжается.

 

 

 

Георгий ИСАЕВ,
главный хранитель ЧГХМ

10 октября 2012 г.
Чебоксары, Россия

  

  

 

 

 


 


 

ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ АКЦИИ «КРУГЛЫЙ СТОЛ В ЧГХМ»

 

1. «МУЗЕЙ. ФОТОГРАФИЯ. КОММУНИКАЦИИ». Круглый стол. Пресс-релиз
[Приведён пресс-релиз акции «Круглый стол в ЧГХМ»].
// Сайт «Чувашский государственный художественный музей»:
http://www.culture21.ru/News.aspx?orgid=385&id=101923
— (9 октября 2012 г.)

 

2. «МУЗЕЙ. ФОТОГРАФИЯ. КОММУНИКАЦИИ». Круглый стол. Фоторепортаж
[Приведён фоторепортаж Татьяны Черновой об акции «Круглый стол в ЧГХМ»].
// Сайт «Чувашский государственный художественный музей»:
http://www.artmuseum.ru/2012/kr_stol/fotorep.html
— (11 октября 2012 г.)

 

3. «МУЗЕЙ. ФОТОГРАФИЯ. КОММУНИКАЦИИ». Круглый стол. Краткие итоги
[Сообщение о состоявшейся акции «Круглый стол в ЧГХМ» и её итогах].
// Сайт «Чувашский государственный художественный музей»:
http://www.culture21.ru/News.aspx?orgid=385&id=101930
— (11 октября 2012 г.)

 

4. Участие архивистов в форуме фотографов
[Сообщение об  участии архивистов Чувашской Республики в форуме фотографов].
// Сайт «Государственный архив электронной и кинодокументации Чувашской Республики»:
http://www.gatd.archives21.ru/news.aspx?id=100160&s_page=1
— (11 октября 2012 г.)

 

5. Фотография в архиве как важная составляющая работы
[Сообщение об  участии Государственного исторического архива Чувашской Республики в форуме фотографов].
// Сайт «Государственный исторический архив Чувашской Республики»:
http://www.gia.archives21.ru/news.aspx?id=100165&s_page=1
— (15 октября 2012 г.)

 

6. Ночной Эрмитаж и дневной ЧГХМ
[Обзор Риты Кирилловой акции «Круглый стол в ЧГХМ» и слово Татьяны Черновой, модератора акции].
// Сайт газеты «Советская Чувашия»:
http://sovch.chuvashia.com/?p=68588
— (17 октября 2012 г.)
// Газета «Сцена Чувашии» (г. Чебоксары). — 2012, 17 октября. — С.1 (PDF)

 

7. Ночной Эрмитаж и дневной ЧГХМ
[Обзор Риты Кирилловой акции «Круглый стол в ЧГХМ» и слово Татьяны Черновой, модератора акции].
// Сайт «БЕЗФОРМАТА.RU»:
http://cheboksari.bezformata.ru/listnews/nochnoj-ermitazh-i-dnevnoj-chghm/7229104/
— (17 октября 2012 г.)

 

8. «МУЗЕЙ. ФОТОГРАФИЯ. КОММУНИКАЦИИ». Круглый стол. Перечень докладов участников
[Приведён перечень докладов участников акции «Круглый стол в ЧГХМ», а также перечень публикаций в СМИ].
// Сайт «Чувашский государственный художественный музей»:
http://www.artmuseum.ru/2012/kr_stol/index.html
— (7 ноября 2012 г.)

 

9. Группа «ПРИБЛИЖЕНИЕ» на акции «КРУГЛЫЙ СТОЛ В ЧГХМ»
[Информация и обзор акции «Круглый стол в ЧГХМ». Чебоксары - 2012].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/0386_circular_table-2012_review.html
— (24 ноября 2012 г.)

 

10. «ART-переход.ru» — сайт о современной творческой фотографии в Чебоксарах. Доклад Юрия Евлампьева
[Доклад Юрия Евлампьева, представленный на акцию «Круглый стол в ЧГХМ»].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/0387_circular_table-2012_YE.html
— (24 ноября 2012 г.)

 

11. Творческая фотография выходит на новый уровень. Доклад Валерия Железнякова
[Доклад Валерия Железнякова, представленный на акции «Круглый стол в ЧГХМ»].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/0388_circular_table-2012_VGl.html
— (24 ноября 2012 г.)

 

12. История создания коллекции современной художественной фотографии Чувашского государственного художественного музея. Доклад Татьяны Черновой
[Доклад Татьяны Черновой, представленный на акции «Круглый стол в ЧГХМ»].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/0389_circular_table-2012_TCH.html
— (24 ноября 2012 г.)

 

13. Юрий Зайцев как предтеча современной творческой фотографии в Чебоксарах. Доклад Георгия Исаева
[Доклад Георгия Исаева, представленный на акции «Круглый стол в ЧГХМ»].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/0390_circular_table-2012_GI.html
— (24 ноября 2012 г.)

 

14. Эстетика дегенеротипии. Доклад Петра Бритвина
[Доклад Петра Бритвина, представленный на акции «Круглый стол в ЧГХМ»].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/0391_circular_table-2012_PB.html
— (24 ноября 2012 г.)

 

15. Работа Государственного архива электронной и кинодокументации Чувашской Республики с фотографами — держателями личных коллекций. Доклад Вероники Кочешковой
[Доклад Вероники Кочешковой, представленный на акции «Круглый стол в ЧГХМ»].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/0392_circular_table-2012_VK.html
— (24 ноября 2012 г.)

 

16. Фотография в архиве, как важная составляющая работы. Доклад Валентины Сохоровой
[Доклад Валентины Сохоровой, представленный на акции «Круглый стол в ЧГХМ»].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/0393_circular_table-2012_VS.html
— (24 ноября 2012 г.)

 

17. Музей и художественная фотография
[О взимодействии чебоксарских фотографов с Чувашским государственным художественным музеем].
// Сайт «ART-переход.ru»:
http://www.artperehod.ru/04_Museum/02_New-history/0386_circular_table-2012_review.html
— (24 ноября 2012 г.)

 

 

 

 

 

 

  | 
   
  
Для корректного отображения фотографий мониторы рекомендуется настроить таким образом, чтобы зона в 2% выделялась на фоне 0%, а зона в 85% — на фоне 100%
  
  
  ГЛАВНАЯ  |  ПРОЕКТЫ  |  ГАЛЕРЕЯ  |  МУЗЕЙ  |  ТЕХНОЛОГИИ  |  ССЫЛКИ  |  НОВОСТИ  |  О ПРОЕКТЕ    
Яндекс.Метрика
Copyright © ART-переход.ru,  2003 -
При полном или частичном использовании информации сайта ссылка на источник обязательна